?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: areksi
2010-01-23 08:09 am (UTC)

и опять становится совершенно непонятным, а на фига Бог вообще что бы то ни было творил. Т.е. понятен священный трепет автора перед Творцом, но выводы его полностью обесценивают смысл и суть творения...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vera_z
2010-01-23 09:15 am (UTC)
а что значит "опять"? без Максима тоже непонятно, зачем творил, или, если убрать Максима, что-то понятным становится?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: areksi
2010-01-23 11:14 pm (UTC)
Опять, потому что нередко возникает у меня такое непонимание при чтении философствующих Отцов. Ничего человеческого фактически им не нужно, тут именно "бог философов", а не Бог откровения, Писания...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2010-01-23 08:55 am (UTC)
МИ под "природными свойствами" понимает их падшее состояние, иначе получается "христианский" буддизм.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-23 02:20 pm (UTC)
* падшее состояние
-----------
по Максиму, чел пал "сразу как возник" (подробнее: ук. в корневом постинге соч., с. 328).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-01-23 07:26 pm (UTC)
Из того, что он пал "сразу как возник" не следует, что он возник падшим.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
[User Picture]From: orthodox_man
2010-01-23 10:49 pm (UTC)
свт. Афанасий Великий всё же так не думал, поскольку писал о препобеждении ещё ДО падения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-23 01:51 pm (UTC)
37. Да что я говорю о сродстве будущего тела с умной природой? Ведь душа по святому Максиму «через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства».
http://www.orthlib.ru/Palamas/tr1_3.html
(Reply) (Thread)
From: olegvm
2010-01-23 02:02 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-23 06:09 pm (UTC)

А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не та

***прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела***

Иными словами: прекращается всякое естественное человеческое действие (энергия), в том числе и возможность призывания имени Божия (умом в сердце).

Именно из того, что схиеромонах Илларион («На горах Кавказа») считал, что: «Бог, имя Его Святое и души наши суть <неким образом тождественные по природе - В.З.> мысленные существа», следует у него и ошибка в его выводах о нарицаемом имени Божием, которую все его последователи так и не устранили (нарицаемое нами имена Божии - суть энергии Божии). Между тем, по прп. иоанну Дамаскину: (о человеке)…Разумная часть души разделяется как на внутреннее слово, так и на произносимое. Внутреннее же слово есть движение души, происходящее в той части, которая разсуждает… По этому, преимущественно, мы все и разумны.
(Об энергии)…Должно знать, что все способности <человека>, о которых мы прежде сказали, как познавательные, так и жизненные, так и естественные, также и искусственные называются энергией. Ибо энергия есть естественная каждой сущности и сила, и движение. И опять: энергия есть естественное, врожденное движение всякой сущности, откуда ясно, что чего сущность одна и та же, того одна и та же и энергия; а чего природы – различны, того различны и энергии, ибо невозможно чтобы сущность была лишена естественной деятельности. Называется же энергиями и деяния, как например, говорить, гулять, есть, пить и под. Энергией называется деятельное движение природы; а деятельным называется то, что движется само собою".

Итак, коль скоро в произносимом нами имени Иисус действует наша энергия, то она же не может являться одновременно и энергией Божией. Коль скоро различны энергии – различны и сущности, что и есть на самом деле и очевидно само собой. Вот что пишет по этому поводу архиеп. Серафим (Соболев): « …святые отцы Церкви ясно дают нам понять эту истину, когда говорят о прекращении всех видов молитв, вплоть до молитвы чистой, как только начнет в нас действовать духовная молитва. Если бы имена Божии – эта самая главная составная часть наших молитв были действием Божиим, то они не прекратились бы и оказались в духовной молитве. Но в том то и дело, что имена Божии не суть действие Божие. Они по словам св. Григория Нисского выражают наши душевные движения называются им нашим человеческим действием (Новое учение о Софии, премудрости Божией. Гл.20.III).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-23 06:53 pm (UTC)

Re: А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не

Я бы сказал так. Имя Иисус Христос так же как и описуемый характИр Христа являются обоженными ипостасными идиомами Господа и обладают Божественной энергией.
Имя Иисус Христос в уме подвижника или начертанное на бумаге является образом (иконой) Христа, в котором Бог пребывает Своей энергией, то есть, по энергии является Самим Богом, так же как и Святые иконы. Это не препятствует тому, что материальный носитель образа Бога (ум подвижника, доска и краски) может обладать и тварной энергией.
У меня тут недавно был длинный разговор на эту тему:
http://alexandrg.livejournal.com/49783.html?thread=882551#t882551
Там сперва скучно, но если продеретесь, то, вроде, дальше содержательный разговор получился.

Зрелую позицию имяславцев лучше всего изучать по "Моя мысль во Христе. О (Деятельности) Энергии Божества" преп. Антония (Булатовича) (я почитаю его во святых).
http://www.pravoslav.de/imiaslavie/antony/pensee/pensee.htm

А здесь:
http://www.pravoslav.de/imiaslavie/dialogue/dialogue.htm
полемика между о. Григорием (Лурье) и В. Моссом, посвященная имяславию.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: olegvm
2010-01-23 08:03 pm (UTC)

Re: А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не

Я благодаря Вашей реплике сам начал сейчас перечитывать преп. Антония (Булатовича). Впечатление от этого труда у меня всегда, как от чтения древних отцов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 05:43 am (UTC)

бывает молитва "самодвижная"

об этом свидетельствует уже Апостол (Рим. 8:26).
------------
* прекращается всякое естественное человеческое действие (энергия)
--------------
но не прекращается (вернее--приходит на смену действию) претерпевание человеком Бога.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
From: (Anonymous)
2010-01-23 07:31 pm (UTC)
Только при этом надо подчеркнуть, что человек остается человеком. Обоженным, но человеком. Иначе - если не "христианский" буддизм, то некое "сотериологическое" монофизитство.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 04:17 am (UTC)
ну, да. человеком по природе, Богом по благодати.
разве кто-то понимает это место иначе? зачем "подчеркивать"?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand