?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tugodum
2010-01-23 01:51 pm (UTC)
37. Да что я говорю о сродстве будущего тела с умной природой? Ведь душа по святому Максиму «через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства».
http://www.orthlib.ru/Palamas/tr1_3.html
(Reply) (Thread)
From: olegvm
2010-01-23 02:02 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-23 06:09 pm (UTC)

А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не та

***прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела***

Иными словами: прекращается всякое естественное человеческое действие (энергия), в том числе и возможность призывания имени Божия (умом в сердце).

Именно из того, что схиеромонах Илларион («На горах Кавказа») считал, что: «Бог, имя Его Святое и души наши суть <неким образом тождественные по природе - В.З.> мысленные существа», следует у него и ошибка в его выводах о нарицаемом имени Божием, которую все его последователи так и не устранили (нарицаемое нами имена Божии - суть энергии Божии). Между тем, по прп. иоанну Дамаскину: (о человеке)…Разумная часть души разделяется как на внутреннее слово, так и на произносимое. Внутреннее же слово есть движение души, происходящее в той части, которая разсуждает… По этому, преимущественно, мы все и разумны.
(Об энергии)…Должно знать, что все способности <человека>, о которых мы прежде сказали, как познавательные, так и жизненные, так и естественные, также и искусственные называются энергией. Ибо энергия есть естественная каждой сущности и сила, и движение. И опять: энергия есть естественное, врожденное движение всякой сущности, откуда ясно, что чего сущность одна и та же, того одна и та же и энергия; а чего природы – различны, того различны и энергии, ибо невозможно чтобы сущность была лишена естественной деятельности. Называется же энергиями и деяния, как например, говорить, гулять, есть, пить и под. Энергией называется деятельное движение природы; а деятельным называется то, что движется само собою".

Итак, коль скоро в произносимом нами имени Иисус действует наша энергия, то она же не может являться одновременно и энергией Божией. Коль скоро различны энергии – различны и сущности, что и есть на самом деле и очевидно само собой. Вот что пишет по этому поводу архиеп. Серафим (Соболев): « …святые отцы Церкви ясно дают нам понять эту истину, когда говорят о прекращении всех видов молитв, вплоть до молитвы чистой, как только начнет в нас действовать духовная молитва. Если бы имена Божии – эта самая главная составная часть наших молитв были действием Божиим, то они не прекратились бы и оказались в духовной молитве. Но в том то и дело, что имена Божии не суть действие Божие. Они по словам св. Григория Нисского выражают наши душевные движения называются им нашим человеческим действием (Новое учение о Софии, премудрости Божией. Гл.20.III).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-23 06:53 pm (UTC)

Re: А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не

Я бы сказал так. Имя Иисус Христос так же как и описуемый характИр Христа являются обоженными ипостасными идиомами Господа и обладают Божественной энергией.
Имя Иисус Христос в уме подвижника или начертанное на бумаге является образом (иконой) Христа, в котором Бог пребывает Своей энергией, то есть, по энергии является Самим Богом, так же как и Святые иконы. Это не препятствует тому, что материальный носитель образа Бога (ум подвижника, доска и краски) может обладать и тварной энергией.
У меня тут недавно был длинный разговор на эту тему:
http://alexandrg.livejournal.com/49783.html?thread=882551#t882551
Там сперва скучно, но если продеретесь, то, вроде, дальше содержательный разговор получился.

Зрелую позицию имяславцев лучше всего изучать по "Моя мысль во Христе. О (Деятельности) Энергии Божества" преп. Антония (Булатовича) (я почитаю его во святых).
http://www.pravoslav.de/imiaslavie/antony/pensee/pensee.htm

А здесь:
http://www.pravoslav.de/imiaslavie/dialogue/dialogue.htm
полемика между о. Григорием (Лурье) и В. Моссом, посвященная имяславию.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yelk_a
2010-01-25 09:58 pm (UTC)

Re: А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не


===материальный носитель образа Бога - ум подвижника, доска и краски===

Не очень понятно, почему такое перечисление. Это разное - ум, доска и краски. Образ может ожить только в "со-образном" Творцу - т.е. в уме.

Все, что на доске, вне созерцающего ума - это хаос материальных признаков, который не прочитан, не собран в образ.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-26 05:44 am (UTC)

Re: А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не

Строго говоря, да. ХарактИр это умопостигаемая идея.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-23 08:03 pm (UTC)

Re: А ведь это и о нарицаемом (мыслимом) имени Божием, не

Я благодаря Вашей реплике сам начал сейчас перечитывать преп. Антония (Булатовича). Впечатление от этого труда у меня всегда, как от чтения древних отцов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 05:43 am (UTC)

бывает молитва "самодвижная"

об этом свидетельствует уже Апостол (Рим. 8:26).
------------
* прекращается всякое естественное человеческое действие (энергия)
--------------
но не прекращается (вернее--приходит на смену действию) претерпевание человеком Бога.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 10:04 am (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

«Всякий символ либо одной природы с тем, чего он символ, либо принадлежит к совершенно иной природе. На-пример, при наступающем восходе солнца заря есть природный символ его света; и природным символом жгучей силы огня является тепло. Из неприродных же иногда делается символом для пользующихся им либо нечто существующее в природе само по себе, как например костер при нашествии врагов, либо нечто не существующее в своей природе, но становящееся как бы видением, которое служит промыслу и которое только в одном этом отношении является символом. Таковы символы, чувственно и образно являющиеся пророкам, например серп Захарии (Зах. 5,1-2), топоры Иезекииля (Иез. 9, 2) и если есть что подобное. И вот, единоприродный символ всегда сопутствует природе, от которой его бытие как природного, но совершенно невозможно чтобы символ другой, самостоятельно существующей природы всегда сопутствовал обозначаемому: чем бы он ни был сам по себе, ему ничто не мешает существовать прежде обозначаемого или после него. Наконец, символ не существующий самостоятельно не бывает ни прежде ни после обозначаемого, потому что для него это невозможно, но ненадолго появившись он сразу переходит в небытие и совершенно исчезает. Итак если Фаворский свет символ, он либо единоприроден, либо нет; и если он не единоприроден, то либо существует самостоятельно, либо является несуществующим призраком. Если он лишь несуществующий призрак, то Христос вовек не был, не есть и не будет таковым; но что Христос таким будет вовеки, несомненно утверждают, как показано немногим выше, и Дионисий Ареопагит и Григорий Богослов и все ожидающие Его пришествия с небес во славе; следовательно, свет не был просто не имеющим существования видением.» (Свт. Григорий Палама. Триады. III 1, 14.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 10:09 am (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

Но эта "самодвижная" молитва не есть уже молитва естественная, но вышеестественная, а, следовательно, уже есть нечто иное, чем само по себе наше призывание имени Божия. Нарицаемое нами Имя Божие несомненно соответствует энергии Божией, но не природно (здесь под природой (Божеством) подразумеваю, как сущность, так и, прежде всего, энергию). Нарицаемое (мыслимое, произносимое) нами имя Божие по своей сути является нашим действием; возвещено нам посредством твари (Ангела) и, т.о. представляет собой иноприродный эквивалент того - имени-логоса, которое энергийно существовало независимо от твари в предвечном Совете Божием и которое воспринимается нами (тварью) как - Iисус. И имени каждого из нас в предвечном Совете Божием соответствует (мыслимый как бы отвлеченно от Логоса) имя-логос, однако, из этого же вовсе не следует, что это - кого-либо из нас имя - требует поклонения. Не кланяемся мы и камню, несмотря на то, что его существование определено соответствующим ему логосом -идеей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 03:47 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

* эта "самодвижная" молитва не есть уже молитва естественная, но вышеестественная
----------
разумеется.
-------------
* Нарицаемое (мыслимое, произносимое) нами имя Божие по своей сути является нашим действием; возвещено нам посредством твари (Ангела)
-------------
откуда это известно? в Св. Писании не так.
да и по человеческому рассуждению: почему не допустить, что всякое имя Божие-- фонетический "след" вышеестественной молитвы?
это не значит, конечно, что "следы" достойны поклонения, какое надлежит воздавать Богу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2010-01-23 07:31 pm (UTC)
Только при этом надо подчеркнуть, что человек остается человеком. Обоженным, но человеком. Иначе - если не "христианский" буддизм, то некое "сотериологическое" монофизитство.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 04:17 am (UTC)
ну, да. человеком по природе, Богом по благодати.
разве кто-то понимает это место иначе? зачем "подчеркивать"?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-01-24 07:43 am (UTC)
Затем, что человек - это не безликая тварная сущность, а самосознательная личность. Человек "сознает" себя Богом по благодати, а не растворяется в ней как в пантеизме.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand