?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 05:43 am (UTC)

бывает молитва "самодвижная"

об этом свидетельствует уже Апостол (Рим. 8:26).
------------
* прекращается всякое естественное человеческое действие (энергия)
--------------
но не прекращается (вернее--приходит на смену действию) претерпевание человеком Бога.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 10:04 am (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

«Всякий символ либо одной природы с тем, чего он символ, либо принадлежит к совершенно иной природе. На-пример, при наступающем восходе солнца заря есть природный символ его света; и природным символом жгучей силы огня является тепло. Из неприродных же иногда делается символом для пользующихся им либо нечто существующее в природе само по себе, как например костер при нашествии врагов, либо нечто не существующее в своей природе, но становящееся как бы видением, которое служит промыслу и которое только в одном этом отношении является символом. Таковы символы, чувственно и образно являющиеся пророкам, например серп Захарии (Зах. 5,1-2), топоры Иезекииля (Иез. 9, 2) и если есть что подобное. И вот, единоприродный символ всегда сопутствует природе, от которой его бытие как природного, но совершенно невозможно чтобы символ другой, самостоятельно существующей природы всегда сопутствовал обозначаемому: чем бы он ни был сам по себе, ему ничто не мешает существовать прежде обозначаемого или после него. Наконец, символ не существующий самостоятельно не бывает ни прежде ни после обозначаемого, потому что для него это невозможно, но ненадолго появившись он сразу переходит в небытие и совершенно исчезает. Итак если Фаворский свет символ, он либо единоприроден, либо нет; и если он не единоприроден, то либо существует самостоятельно, либо является несуществующим призраком. Если он лишь несуществующий призрак, то Христос вовек не был, не есть и не будет таковым; но что Христос таким будет вовеки, несомненно утверждают, как показано немногим выше, и Дионисий Ареопагит и Григорий Богослов и все ожидающие Его пришествия с небес во славе; следовательно, свет не был просто не имеющим существования видением.» (Свт. Григорий Палама. Триады. III 1, 14.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 10:09 am (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

Но эта "самодвижная" молитва не есть уже молитва естественная, но вышеестественная, а, следовательно, уже есть нечто иное, чем само по себе наше призывание имени Божия. Нарицаемое нами Имя Божие несомненно соответствует энергии Божией, но не природно (здесь под природой (Божеством) подразумеваю, как сущность, так и, прежде всего, энергию). Нарицаемое (мыслимое, произносимое) нами имя Божие по своей сути является нашим действием; возвещено нам посредством твари (Ангела) и, т.о. представляет собой иноприродный эквивалент того - имени-логоса, которое энергийно существовало независимо от твари в предвечном Совете Божием и которое воспринимается нами (тварью) как - Iисус. И имени каждого из нас в предвечном Совете Божием соответствует (мыслимый как бы отвлеченно от Логоса) имя-логос, однако, из этого же вовсе не следует, что это - кого-либо из нас имя - требует поклонения. Не кланяемся мы и камню, несмотря на то, что его существование определено соответствующим ему логосом -идеей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 03:47 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

* эта "самодвижная" молитва не есть уже молитва естественная, но вышеестественная
----------
разумеется.
-------------
* Нарицаемое (мыслимое, произносимое) нами имя Божие по своей сути является нашим действием; возвещено нам посредством твари (Ангела)
-------------
откуда это известно? в Св. Писании не так.
да и по человеческому рассуждению: почему не допустить, что всякое имя Божие-- фонетический "след" вышеестественной молитвы?
это не значит, конечно, что "следы" достойны поклонения, какое надлежит воздавать Богу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 04:53 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

***откуда это известно? в Св. Писании не так.***

------------
- И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и НАРЕЧЕШЬ Ему имя: Иисус. (Лук. 1, 30-31).

Так как это Имя в данном случае является именованием воплощённого Бога, то имя человеческое, Пресв. Деве принесённое ангелом для нарицания (Лук. 1, 31), - как богооткровенное и вследствие взаимообщения свойств Его природ [в Самой Единой Ипостаси(I) Бога-Слова], - является именем Божиим. От того, что имя Iисус богооткровенно, то есть определено в Предвечном Совете Пресв. Троицы (или в модусе Божества низшего (как говорил об этом свт. Григорий Палама)[прим], оно (через логос Его человеческой природы) соединяет достойных с обоживающей энергией - с вечным и нетварным Именем самим по себе (II) (превыше всякой фонетики, твари и ее действий Пребывающим). Именно факт богооткровенности определяет силу Имени Божиего - Iисус, которое нарицается нами и является для нас единоприродным, а для Его Божества - иноприродным именем-символом, поскольку как богооткровенное оно безусловно соответствует Самому по Себе энергийно (II) и сущностно (I) пребывающему Имени Божиему.

***это не значит, конечно, что "следы" достойны поклонения, какое надлежит воздавать Богу.***

------------
Это как раз понятно, действительно: нарицаемому (фонетическому) имени Божию должно воздавать (лишь) поклонение, но не служение.

(I) Логос (Вторая Ипостась Пресв. Троицы), по прп. Максиму Исповеднику, и есть - Имя Бога Отца (т.е. Имя Божие), пребывающее сущностным образом

[прим.]
Конечно же - в этом "модусе" - не фонетически и вообще никак не антропоморфически.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 05:09 pm (UTC)

ну, а другие Имена ?

напр., "Господь" (=тетраграмматон).
это ведь имя не через ангела открыто Моисею.
--------
* в модусе Божества низшего (как говорил об этом свт. Григорий Палама)
------------
а где Палама говорит о "низшем Божестве"?
---------------
* имя Iисус... через логос Его человеческой природы соединяет достойных с обоживающей энергией--оно (через логос Его человеческой природы) соединяет достойных с обоживающей энергией - с вечным и нетварным Именем самим по себе
------------
"вечное и нетварное Имя само по себе"--Ипостась, а не энергия.
"логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.
вообще вся мысль непонятно, откуда выведена.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 06:07 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

1. ***Божество низшее***
----------
-  У В.Н. Лосского (со ссылкой на Постановления Собора 1341 г., Synopsis Nili. Mansi, Coil. concil., t. 25, col. 1149. В «Мистическом богословии»: «… Святой Григорий Палама прилагает иногда к энергиям – реальным свойствам Божества, которые Святой Троице последствуют, наименование "Божественности низшей" (ujeimenh JeothV) в противоположность сущности – "Божественности высшей" (upereimenh), что очень соблазняло его противников. Тем не менее выражение это вполне законно, так как относится к проявлению, логически последствующему Тому, Кто Себя проявляет, "ибо Бог означает Того, Кто действует, Божественность (в качестве энергии) означает Его действование»

2. "вечное и нетварное Имя само по себе"--Ипостась, а не энергия.
-----------
Здесь мысли не полностью мои, а частично заимствованные у автора, который  пока не вынаруживал (опубликовывал) их где-либо, посему может быть и не совсем корректно с моей стороны, но:

«Есть божественные имена (во множественном числе) по свт. Дионисию Ареопагиту – это энергии Божии (действия Божии), которые свт. Дионисий называет «благодеятельными-благоэнергийными именами». Сами эти действия указывают на то, что эти действия именно Божии, поэтому и являются божественными именами сами по себе, вечными и нетварными. По свт. Григорию Паламе – это единоприродный символ (если «имя» и «символ» считать равнозначными понятиями в данном случае).[прим.]

[прим.] Эти общие и соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности мы постараемся по мере сил воспеть, от являющих их в Речениях [= Свящ. Писаниях] богоименований, — прежде, как уже было сказано, придя к выводу, что все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности <Единице> без изъятия. (Св. Дионисий Ареопагит, О божественных именах II, 11.)».

3. "логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.

Именно, но наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями) так, чтобы через только лишь сам факт нашего призывания (нарицания) Его имени нераздельно соединяться с Божеством (энергией). Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества. Поскольку   Бог по Своей Божественной природе не ведает и не воспринимает тварное тождественно восприятию самого разумно-тварного, как запредельный для всего, то и "требуется" Его человечество.

4. ***напр., "Господь" (=тетраграмматон).
это ведь имя не через ангела открыто Моисею.***
----------
Да, это имя - плод человеческого примышления. - "Имя Божества, - пишетъ св. Григорий Нисский, - изрекается людьми посредством примышления для обнаружения превышняго могущества" ...1) "...мы думаемъ, что прибавлять какую-нибудь честь къ Божескому естеству, высшему всякой чести, есть дело, превышающее человеческую немощь; но при этом не отрицаемъ, что посредствомъ благочестиво примышленных речений и именъ стараемся дать некоторое понятие о свойствахъ сего естества"...2).

1) Tвop. св. Григория Нис, т. VI, кн. 12 стр. 420.
2) Ibid., стр. 327.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 06:21 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ? - уточнение

3. "логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.

Именно, но наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями) так, чтобы через только лишь сам факт нашего призывания (нарицания) Его имени мы (безусловно) могли бы нераздельно соединяться с Божеством (энергией). Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества (как посредствующего) и по Его благоволению. Поскольку   Бог по Своей Божественной природе не ведает и не воспринимает тварное тождественно восприятию самого разумно-тварного, как запредельный для всего, то и "требуется" Его человечество. Посему и именовать человеческим именем Его Божественную ипостась - мы можем только после воплощения. 


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 06:27 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

* божественные имена (во множественном числе) по свт. Дионисию Ареопагиту – это энергии Божии (действия Божии),
-------
Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями.
-------------
* наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями)...
* Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества.
---------
по Максиму Исп. и Паламе такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии.
-------------
* Имя Божества, - пишетъ св. Григорий Нисский, - изрекается людьми посредством примышления для обнаружения превышняго могущества"
-----------
это не может относиться к тетраграмматону.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:05 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями***.
-----
Напротив: "соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности"; "...все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности", - свидетельствует об обратном. Притом, то, что относится к сущности, не еcть сущность, но - энергии.

***такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии***.
-----
Речь у меня не столько о возможности благодатного соединения (причастия), как такового, а о соответствующем причастии посредством призывания тварного имени (Iисус).

***это не может относиться к тетраграмматону***
-----
Обоснуйте.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ioann22
2010-01-26 11:24 am (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

/Так как это Имя в данном случае является именованием воплощённого Бога, то имя человеческое/

нет,не человеческое,а богочеловеческое.

есть имена идиоматические (различающие ипостаси по идиомам),
а есть имена энергийные (относящиеся к общей природе).

имя Иисус идиоматическое, и относится оно к ипостаси (Богочеловеческой),
а не к какой-нибудь природе (например,человеческой).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-26 01:30 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

Оно идиоматическое для Него Самого (Его ипостаси), но в нашем нарицании - есть наше произведение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-26 04:47 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

Имя Iисус /по самому происхождению и значению [Спаситель]/- есть имя человеческое. Но оно же есть Имя Бога по вочеловечении. Вообще же, в цитированной Вами фразе речь идет о возможности взаимопереноса имен (ТИПВ. Кн. 3, гл. 4).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ioann22
2010-01-26 10:17 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

давайте,чтобы не путаться,сразу специально выделим два смысла (собственно,Вы это и сделали сами).

1. имя само по себе,по своей природе.

(к этому пункту относятся вот эти Ваши слова:
"но в нашем нарицании - есть наше произведение",
"Имя Iисус /по самому происхождению и значению [Спаситель]/- есть имя человеческое.")

2. имя в его отношении к тому,кого оно именует.

("Оно идиоматическое для Него Самого (Его ипостаси),
"Но оно же есть Имя Бога по вочеловечении.")


я согласен с Вами,что сами по себе имена Божьи (имена ипостасей или энергий) тварны в том смысле,что являются не какими-то надчеловеческими словами с непонятными смыслами,а человеческими тварными словами,идеями,понятиями.

а это значит,что имена Божьи по своей "субстанции" Богом (=нетварной энергией) не являются.

имена Божьи именуют нетварные энергии,насколько это возможно объясняют их нам,являют их в себе,но сами эти имена нетварными энергиями не являются.

эти тварные человеческие слова Бог применяет к Себе и относит к Себе (к Своей энергии или ипостаси),делая их Своими именами,используя эти чел.слова.

но эти чел.понятия,став именами Божьими,не перестают быть по своей природе тварными.

они "наполняются" нетварной энергией,но сами в нетварные энергии не превращаются.

по сути,мне так кажется,у нас здесь нет спора.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)