?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 04:53 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

***откуда это известно? в Св. Писании не так.***

------------
- И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и НАРЕЧЕШЬ Ему имя: Иисус. (Лук. 1, 30-31).

Так как это Имя в данном случае является именованием воплощённого Бога, то имя человеческое, Пресв. Деве принесённое ангелом для нарицания (Лук. 1, 31), - как богооткровенное и вследствие взаимообщения свойств Его природ [в Самой Единой Ипостаси(I) Бога-Слова], - является именем Божиим. От того, что имя Iисус богооткровенно, то есть определено в Предвечном Совете Пресв. Троицы (или в модусе Божества низшего (как говорил об этом свт. Григорий Палама)[прим], оно (через логос Его человеческой природы) соединяет достойных с обоживающей энергией - с вечным и нетварным Именем самим по себе (II) (превыше всякой фонетики, твари и ее действий Пребывающим). Именно факт богооткровенности определяет силу Имени Божиего - Iисус, которое нарицается нами и является для нас единоприродным, а для Его Божества - иноприродным именем-символом, поскольку как богооткровенное оно безусловно соответствует Самому по Себе энергийно (II) и сущностно (I) пребывающему Имени Божиему.

***это не значит, конечно, что "следы" достойны поклонения, какое надлежит воздавать Богу.***

------------
Это как раз понятно, действительно: нарицаемому (фонетическому) имени Божию должно воздавать (лишь) поклонение, но не служение.

(I) Логос (Вторая Ипостась Пресв. Троицы), по прп. Максиму Исповеднику, и есть - Имя Бога Отца (т.е. Имя Божие), пребывающее сущностным образом

[прим.]
Конечно же - в этом "модусе" - не фонетически и вообще никак не антропоморфически.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 05:09 pm (UTC)

ну, а другие Имена ?

напр., "Господь" (=тетраграмматон).
это ведь имя не через ангела открыто Моисею.
--------
* в модусе Божества низшего (как говорил об этом свт. Григорий Палама)
------------
а где Палама говорит о "низшем Божестве"?
---------------
* имя Iисус... через логос Его человеческой природы соединяет достойных с обоживающей энергией--оно (через логос Его человеческой природы) соединяет достойных с обоживающей энергией - с вечным и нетварным Именем самим по себе
------------
"вечное и нетварное Имя само по себе"--Ипостась, а не энергия.
"логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.
вообще вся мысль непонятно, откуда выведена.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 06:07 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

1. ***Божество низшее***
----------
-  У В.Н. Лосского (со ссылкой на Постановления Собора 1341 г., Synopsis Nili. Mansi, Coil. concil., t. 25, col. 1149. В «Мистическом богословии»: «… Святой Григорий Палама прилагает иногда к энергиям – реальным свойствам Божества, которые Святой Троице последствуют, наименование "Божественности низшей" (ujeimenh JeothV) в противоположность сущности – "Божественности высшей" (upereimenh), что очень соблазняло его противников. Тем не менее выражение это вполне законно, так как относится к проявлению, логически последствующему Тому, Кто Себя проявляет, "ибо Бог означает Того, Кто действует, Божественность (в качестве энергии) означает Его действование»

2. "вечное и нетварное Имя само по себе"--Ипостась, а не энергия.
-----------
Здесь мысли не полностью мои, а частично заимствованные у автора, который  пока не вынаруживал (опубликовывал) их где-либо, посему может быть и не совсем корректно с моей стороны, но:

«Есть божественные имена (во множественном числе) по свт. Дионисию Ареопагиту – это энергии Божии (действия Божии), которые свт. Дионисий называет «благодеятельными-благоэнергийными именами». Сами эти действия указывают на то, что эти действия именно Божии, поэтому и являются божественными именами сами по себе, вечными и нетварными. По свт. Григорию Паламе – это единоприродный символ (если «имя» и «символ» считать равнозначными понятиями в данном случае).[прим.]

[прим.] Эти общие и соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности мы постараемся по мере сил воспеть, от являющих их в Речениях [= Свящ. Писаниях] богоименований, — прежде, как уже было сказано, придя к выводу, что все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности <Единице> без изъятия. (Св. Дионисий Ареопагит, О божественных именах II, 11.)».

3. "логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.

Именно, но наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями) так, чтобы через только лишь сам факт нашего призывания (нарицания) Его имени нераздельно соединяться с Божеством (энергией). Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества. Поскольку   Бог по Своей Божественной природе не ведает и не воспринимает тварное тождественно восприятию самого разумно-тварного, как запредельный для всего, то и "требуется" Его человечество.

4. ***напр., "Господь" (=тетраграмматон).
это ведь имя не через ангела открыто Моисею.***
----------
Да, это имя - плод человеческого примышления. - "Имя Божества, - пишетъ св. Григорий Нисский, - изрекается людьми посредством примышления для обнаружения превышняго могущества" ...1) "...мы думаемъ, что прибавлять какую-нибудь честь къ Божескому естеству, высшему всякой чести, есть дело, превышающее человеческую немощь; но при этом не отрицаемъ, что посредствомъ благочестиво примышленных речений и именъ стараемся дать некоторое понятие о свойствахъ сего естества"...2).

1) Tвop. св. Григория Нис, т. VI, кн. 12 стр. 420.
2) Ibid., стр. 327.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 06:21 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ? - уточнение

3. "логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.

Именно, но наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями) так, чтобы через только лишь сам факт нашего призывания (нарицания) Его имени мы (безусловно) могли бы нераздельно соединяться с Божеством (энергией). Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества (как посредствующего) и по Его благоволению. Поскольку   Бог по Своей Божественной природе не ведает и не воспринимает тварное тождественно восприятию самого разумно-тварного, как запредельный для всего, то и "требуется" Его человечество. Посему и именовать человеческим именем Его Божественную ипостась - мы можем только после воплощения. 


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 06:27 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

* божественные имена (во множественном числе) по свт. Дионисию Ареопагиту – это энергии Божии (действия Божии),
-------
Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями.
-------------
* наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями)...
* Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества.
---------
по Максиму Исп. и Паламе такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии.
-------------
* Имя Божества, - пишетъ св. Григорий Нисский, - изрекается людьми посредством примышления для обнаружения превышняго могущества"
-----------
это не может относиться к тетраграмматону.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:05 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями***.
-----
Напротив: "соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности"; "...все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности", - свидетельствует об обратном. Притом, то, что относится к сущности, не еcть сущность, но - энергии.

***такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии***.
-----
Речь у меня не столько о возможности благодатного соединения (причастия), как такового, а о соответствующем причастии посредством призывания тварного имени (Iисус).

***это не может относиться к тетраграмматону***
-----
Обоснуйте.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: olegvm
2010-01-24 07:18 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

/"...все благодеятельные имена,/

Это все-таки скорее о словах, обладающих Божественной энергией - "благодеятельностью"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 07:20 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

понятно, что Имена относятся к энергиям (т.е. именуют их); но это не значит, что сами Имена являются энергиями.
-----------
***это не может относиться к тетраграмматону***

*Обоснуйте.
-------------
Исх. 3:14.
-----------
* Речь у меня не столько о возможности благодатного соединения (причастия), как такового, а о соответствующем причастии посредством призывания тварного имени (Iисус).
-----------
причастие Богу м.б. только непосредственным.
призывание имени, разумеется, может ему способствовать; но может и не способствовать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:21 pm (UTC)

Это не может относиться к тетраграмматону...

На эту тему есть очень пространное исследование архиеп. Серафима [Соболева]: "Новое учение о Софии премудрости Божией", и в частности: гл. 18 (3,5)...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-24 07:22 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

/Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями./

В 9,5 говорится о "бестелесных божественных именах".

В 9,1 Божественные имена называются "образами богоименования".
А в схолии 1 к 9,1 говорится:
"...имена в Писании, отоносящиеся к единому сущему и истинному Богу, недостойны быть говоримыми о Боге... но если раскрыть имена и разъяснить их достойным Бога образом, то окажется, что внутри них содержатся изваяния и божественные образы Божьей славы"
Здесь "богоименованием" названа Божественная слава.

Глава 1, 6
"И не является ли поистине удивительным такое "имя, которое выше всякого имени" (Флп. 2:9), - неназываемое, пребывающее "превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем" (ср. Ефес. 1:21)?

И еще схолии (не знаю, чьи эти две преп. МИ или Иоанна Скифопольского)
Схолия 13 к 1, 1
"Так что Он - Ум, превышающий ум, и Имя, превосходящее всякое имя..."
И аналогично в 17-й схолии, где "Именем, превышающим всякое имя" назван "сверхсущественный свет".
В этих двух схолиях однозначно слово Имя употреблено для указания непосредственно на нетварное.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ioann22
2010-01-26 11:24 am (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

/Так как это Имя в данном случае является именованием воплощённого Бога, то имя человеческое/

нет,не человеческое,а богочеловеческое.

есть имена идиоматические (различающие ипостаси по идиомам),
а есть имена энергийные (относящиеся к общей природе).

имя Иисус идиоматическое, и относится оно к ипостаси (Богочеловеческой),
а не к какой-нибудь природе (например,человеческой).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-26 01:30 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

Оно идиоматическое для Него Самого (Его ипостаси), но в нашем нарицании - есть наше произведение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-26 04:47 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

Имя Iисус /по самому происхождению и значению [Спаситель]/- есть имя человеческое. Но оно же есть Имя Бога по вочеловечении. Вообще же, в цитированной Вами фразе речь идет о возможности взаимопереноса имен (ТИПВ. Кн. 3, гл. 4).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ioann22
2010-01-26 10:17 pm (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

давайте,чтобы не путаться,сразу специально выделим два смысла (собственно,Вы это и сделали сами).

1. имя само по себе,по своей природе.

(к этому пункту относятся вот эти Ваши слова:
"но в нашем нарицании - есть наше произведение",
"Имя Iисус /по самому происхождению и значению [Спаситель]/- есть имя человеческое.")

2. имя в его отношении к тому,кого оно именует.

("Оно идиоматическое для Него Самого (Его ипостаси),
"Но оно же есть Имя Бога по вочеловечении.")


я согласен с Вами,что сами по себе имена Божьи (имена ипостасей или энергий) тварны в том смысле,что являются не какими-то надчеловеческими словами с непонятными смыслами,а человеческими тварными словами,идеями,понятиями.

а это значит,что имена Божьи по своей "субстанции" Богом (=нетварной энергией) не являются.

имена Божьи именуют нетварные энергии,насколько это возможно объясняют их нам,являют их в себе,но сами эти имена нетварными энергиями не являются.

эти тварные человеческие слова Бог применяет к Себе и относит к Себе (к Своей энергии или ипостаси),делая их Своими именами,используя эти чел.слова.

но эти чел.понятия,став именами Божьими,не перестают быть по своей природе тварными.

они "наполняются" нетварной энергией,но сами в нетварные энергии не превращаются.

по сути,мне так кажется,у нас здесь нет спора.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-27 10:14 am (UTC)

Re: бывает молитва "самодвижная"

Да, здесь я с Вами согласен.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)