?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 05:09 pm (UTC)

ну, а другие Имена ?

напр., "Господь" (=тетраграмматон).
это ведь имя не через ангела открыто Моисею.
--------
* в модусе Божества низшего (как говорил об этом свт. Григорий Палама)
------------
а где Палама говорит о "низшем Божестве"?
---------------
* имя Iисус... через логос Его человеческой природы соединяет достойных с обоживающей энергией--оно (через логос Его человеческой природы) соединяет достойных с обоживающей энергией - с вечным и нетварным Именем самим по себе
------------
"вечное и нетварное Имя само по себе"--Ипостась, а не энергия.
"логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.
вообще вся мысль непонятно, откуда выведена.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 06:07 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

1. ***Божество низшее***
----------
-  У В.Н. Лосского (со ссылкой на Постановления Собора 1341 г., Synopsis Nili. Mansi, Coil. concil., t. 25, col. 1149. В «Мистическом богословии»: «… Святой Григорий Палама прилагает иногда к энергиям – реальным свойствам Божества, которые Святой Троице последствуют, наименование "Божественности низшей" (ujeimenh JeothV) в противоположность сущности – "Божественности высшей" (upereimenh), что очень соблазняло его противников. Тем не менее выражение это вполне законно, так как относится к проявлению, логически последствующему Тому, Кто Себя проявляет, "ибо Бог означает Того, Кто действует, Божественность (в качестве энергии) означает Его действование»

2. "вечное и нетварное Имя само по себе"--Ипостась, а не энергия.
-----------
Здесь мысли не полностью мои, а частично заимствованные у автора, который  пока не вынаруживал (опубликовывал) их где-либо, посему может быть и не совсем корректно с моей стороны, но:

«Есть божественные имена (во множественном числе) по свт. Дионисию Ареопагиту – это энергии Божии (действия Божии), которые свт. Дионисий называет «благодеятельными-благоэнергийными именами». Сами эти действия указывают на то, что эти действия именно Божии, поэтому и являются божественными именами сами по себе, вечными и нетварными. По свт. Григорию Паламе – это единоприродный символ (если «имя» и «символ» считать равнозначными понятиями в данном случае).[прим.]

[прим.] Эти общие и соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности мы постараемся по мере сил воспеть, от являющих их в Речениях [= Свящ. Писаниях] богоименований, — прежде, как уже было сказано, придя к выводу, что все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности <Единице> без изъятия. (Св. Дионисий Ареопагит, О божественных именах II, 11.)».

3. "логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.

Именно, но наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями) так, чтобы через только лишь сам факт нашего призывания (нарицания) Его имени нераздельно соединяться с Божеством (энергией). Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества. Поскольку   Бог по Своей Божественной природе не ведает и не воспринимает тварное тождественно восприятию самого разумно-тварного, как запредельный для всего, то и "требуется" Его человечество.

4. ***напр., "Господь" (=тетраграмматон).
это ведь имя не через ангела открыто Моисею.***
----------
Да, это имя - плод человеческого примышления. - "Имя Божества, - пишетъ св. Григорий Нисский, - изрекается людьми посредством примышления для обнаружения превышняго могущества" ...1) "...мы думаемъ, что прибавлять какую-нибудь честь къ Божескому естеству, высшему всякой чести, есть дело, превышающее человеческую немощь; но при этом не отрицаемъ, что посредствомъ благочестиво примышленных речений и именъ стараемся дать некоторое понятие о свойствахъ сего естества"...2).

1) Tвop. св. Григория Нис, т. VI, кн. 12 стр. 420.
2) Ibid., стр. 327.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 06:21 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ? - уточнение

3. "логос Его человеческой природы"=логос нашей природы.

Именно, но наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями) так, чтобы через только лишь сам факт нашего призывания (нарицания) Его имени мы (безусловно) могли бы нераздельно соединяться с Божеством (энергией). Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества (как посредствующего) и по Его благоволению. Поскольку   Бог по Своей Божественной природе не ведает и не воспринимает тварное тождественно восприятию самого разумно-тварного, как запредельный для всего, то и "требуется" Его человечество. Посему и именовать человеческим именем Его Божественную ипостась - мы можем только после воплощения. 


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 06:27 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

* божественные имена (во множественном числе) по свт. Дионисию Ареопагиту – это энергии Божии (действия Божии),
-------
Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями.
-------------
* наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями)...
* Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества.
---------
по Максиму Исп. и Паламе такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии.
-------------
* Имя Божества, - пишетъ св. Григорий Нисский, - изрекается людьми посредством примышления для обнаружения превышняго могущества"
-----------
это не может относиться к тетраграмматону.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:05 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями***.
-----
Напротив: "соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности"; "...все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности", - свидетельствует об обратном. Притом, то, что относится к сущности, не еcть сущность, но - энергии.

***такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии***.
-----
Речь у меня не столько о возможности благодатного соединения (причастия), как такового, а о соответствующем причастии посредством призывания тварного имени (Iисус).

***это не может относиться к тетраграмматону***
-----
Обоснуйте.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-24 07:18 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

/"...все благодеятельные имена,/

Это все-таки скорее о словах, обладающих Божественной энергией - "благодеятельностью"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 07:20 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

понятно, что Имена относятся к энергиям (т.е. именуют их); но это не значит, что сами Имена являются энергиями.
-----------
***это не может относиться к тетраграмматону***

*Обоснуйте.
-------------
Исх. 3:14.
-----------
* Речь у меня не столько о возможности благодатного соединения (причастия), как такового, а о соответствующем причастии посредством призывания тварного имени (Iисус).
-----------
причастие Богу м.б. только непосредственным.
призывание имени, разумеется, может ему способствовать; но может и не способствовать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:23 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***призывание имени, разумеется, может ему способствовать; но может и не способствовать.***
------
Согласен.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:21 pm (UTC)

Это не может относиться к тетраграмматону...

На эту тему есть очень пространное исследование архиеп. Серафима [Соболева]: "Новое учение о Софии премудрости Божией", и в частности: гл. 18 (3,5)...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-24 07:28 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

Вся цитата целиком выглядит так:

"Эти общие и соединенные разделения или благолепные исхождения во-вне всецелой божественности мы постараемся по мере сил воспеть, руководствуясь божественными именами, которые являют ее в Речениях, - прежде, как уже сказано, отдав себе отчет в том, что все благотворящие божественные имена, применяемые к богоначальным ипостасям, следует воспринимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности без изъятий."

Под Речениями понимается Священное Писание. То есть, речь идет о том, что Ареопагит руководствуется именами, применяемыми к Богу в Писании. Но эти имена благоэнергийны (в оригинале там такое греческое слово слово стоит).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:46 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***которые являют ее в Речениях***
-------
- являют в том смысле, что обозначают в соответствии с человеческим примышлением; речь здесь о тех иноприродных Богу символах, - нам единоприродных, - которые обозначают (уже в свою очередь) единоприродные Богу "благоэнергийные имена" (применяются к ним в Речениях).

Господь не "диктовал" человеку имена (слова) Св. Писания. Они - плод человеческого примышления под водительством Св. Духа. См. у Серафима [Соболева]. Если у Вас нет этой книги, могу выслать по электронке.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: olegvm
2010-01-24 07:22 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

/Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями./

В 9,5 говорится о "бестелесных божественных именах".

В 9,1 Божественные имена называются "образами богоименования".
А в схолии 1 к 9,1 говорится:
"...имена в Писании, отоносящиеся к единому сущему и истинному Богу, недостойны быть говоримыми о Боге... но если раскрыть имена и разъяснить их достойным Бога образом, то окажется, что внутри них содержатся изваяния и божественные образы Божьей славы"
Здесь "богоименованием" названа Божественная слава.

Глава 1, 6
"И не является ли поистине удивительным такое "имя, которое выше всякого имени" (Флп. 2:9), - неназываемое, пребывающее "превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем" (ср. Ефес. 1:21)?

И еще схолии (не знаю, чьи эти две преп. МИ или Иоанна Скифопольского)
Схолия 13 к 1, 1
"Так что Он - Ум, превышающий ум, и Имя, превосходящее всякое имя..."
И аналогично в 17-й схолии, где "Именем, превышающим всякое имя" назван "сверхсущественный свет".
В этих двух схолиях однозначно слово Имя употреблено для указания непосредственно на нетварное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 07:48 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

* о "бестелесных божественных именах"
-----------
из контекста понятно, что речь о таких именованиях, прилагаемых к Богу, которые по буквальному смыслу означают что-либо бестелесное.
-----------
* "образами богоименования"
-----------
и что?
там буквально не "образы", а "краса, слава, гордость" (αγαλματα).
и речь не вообще об Именах, о конкретно о тех, что рассматриваются в данной (9-й) главе.
-----------
* Глава 1, 6
------------
это просто цитаты из НЗ; причем речь о имени в ед.ч.--что традиционно относится к Ипостаси Логоса.
-----------
* "Так что Он - Ум, превышающий ум, и Имя, превосходящее всякое имя..."
------------
здесь "Он"=Господь (см. контекст).
------------
* в 17-й схолии, где "Именем, превышающим всякое имя" назван "сверхсущественный свет".
--------------
опять то же НЗ выражение. разумеется, речь о нетварном; имеется в виду Логос.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:59 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

Важно другое. У Ареопагита (см. "Феофан...". свт. Григория) речь в его книге идет, в том числе и о нетварных энергиях. Ч.т.д.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:49 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***В этих двух схолиях однозначно слово Имя употреблено для указания непосредственно на нетварное.***
-------
Вот и я об этом. Слова Св. Писания являются "завесой" для "благоэнергийных имен" самих по себе.
(Reply) (Parent) (Thread)