?

Log in

No account? Create an account
olegvm [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 06:27 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

* божественные имена (во множественном числе) по свт. Дионисию Ареопагиту – это энергии Божии (действия Божии),
-------
Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями.
-------------
* наша природа в личности каждого из нас не соединена нераздельным (ипостасным) соединением с Его Божественной природой (сущностью и энергиями)...
* Посему, такое соединение происходит лишь благодаря реальности Его человечества.
---------
по Максиму Исп. и Паламе такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии.
-------------
* Имя Божества, - пишетъ св. Григорий Нисский, - изрекается людьми посредством примышления для обнаружения превышняго могущества"
-----------
это не может относиться к тетраграмматону.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:05 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями***.
-----
Напротив: "соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности"; "...все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности", - свидетельствует об обратном. Притом, то, что относится к сущности, не еcть сущность, но - энергии.

***такого соединения сподобился уже Мелхиседек; и происходит оно лишь благодаря причастию Богу как энергии***.
-----
Речь у меня не столько о возможности благодатного соединения (причастия), как такового, а о соответствующем причастии посредством призывания тварного имени (Iисус).

***это не может относиться к тетраграмматону***
-----
Обоснуйте.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-24 07:18 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

/"...все благодеятельные имена,/

Это все-таки скорее о словах, обладающих Божественной энергией - "благодеятельностью"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 07:20 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

понятно, что Имена относятся к энергиям (т.е. именуют их); но это не значит, что сами Имена являются энергиями.
-----------
***это не может относиться к тетраграмматону***

*Обоснуйте.
-------------
Исх. 3:14.
-----------
* Речь у меня не столько о возможности благодатного соединения (причастия), как такового, а о соответствующем причастии посредством призывания тварного имени (Iисус).
-----------
причастие Богу м.б. только непосредственным.
призывание имени, разумеется, может ему способствовать; но может и не способствовать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:23 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***призывание имени, разумеется, может ему способствовать; но может и не способствовать.***
------
Согласен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:33 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***понятно, что Имена относятся к энергиям (т.е. именуют их); но это не значит, что сами Имена являются энергиями.***
------
А я и не утверждаю, что Ипостаси - относятся к энергиям, говорю лишь о том, что у Ареопагита в цитированом месте речь об энергиях.

Так и у свят. Григория Паламы (Феофан…):
28. Итак, когда мы говорим Бог, или Дух, или Божество, мы не всегда имеем в виду одно и то же, то есть Божественную Сущность или в особенности одну из Ипостасей Святой Троицы, но иногда все, иногда множество, иногда Одну из Них. Ведь когда великий Дионисий называет Божество богорождающим и источником Божества, то разве мы не понимаем, что это говорится только об Ипостаси Отца?
Феот.: Благодаря этому мы теперь легче, чем они, смиряем спесь латинян, с которыми они, кажется, согласны, [латинян], которые посредством тождества Их имен смешивают, скорее же соединяют [все] в одно.
Феоф.: Когда же в другом месте он (Дионисий Ареопагит. - Пер.) снова говорит, что "богоначальное блаженство, Божество по природе, начало обожения, из которого происходит обоживание для обоживаемых", [разве] он говорит не о Триипостасной сущности?
Феот.: Ибо Отец через Сына в Святом Духе обоживает обоживаемых.
Феоф.: Когда же он говорит, что само обожение есть начало обожения для обоживаемых и называет Божество и начало Божества, и начало благости обожествляющим даром, о котором говорит, что Бог его превосходит, как Превосходящий всякое начало, [то разве] не боготворящую энергию только и благодать именует Божеством?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:21 pm (UTC)

Это не может относиться к тетраграмматону...

На эту тему есть очень пространное исследование архиеп. Серафима [Соболева]: "Новое учение о Софии премудрости Божией", и в частности: гл. 18 (3,5)...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-24 07:28 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

Вся цитата целиком выглядит так:

"Эти общие и соединенные разделения или благолепные исхождения во-вне всецелой божественности мы постараемся по мере сил воспеть, руководствуясь божественными именами, которые являют ее в Речениях, - прежде, как уже сказано, отдав себе отчет в том, что все благотворящие божественные имена, применяемые к богоначальным ипостасям, следует воспринимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности без изъятий."

Под Речениями понимается Священное Писание. То есть, речь идет о том, что Ареопагит руководствуется именами, применяемыми к Богу в Писании. Но эти имена благоэнергийны (в оригинале там такое греческое слово слово стоит).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:46 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***которые являют ее в Речениях***
-------
- являют в том смысле, что обозначают в соответствии с человеческим примышлением; речь здесь о тех иноприродных Богу символах, - нам единоприродных, - которые обозначают (уже в свою очередь) единоприродные Богу "благоэнергийные имена" (применяются к ним в Речениях).

Господь не "диктовал" человеку имена (слова) Св. Писания. Они - плод человеческого примышления под водительством Св. Духа. См. у Серафима [Соболева]. Если у Вас нет этой книги, могу выслать по электронке.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-24 08:07 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

К Серафиму (Соболеву) у меня, честно говоря, большого интереса нет.
Но я как-то не вижу в тексте основания для этого вывода:
"которые обозначают (уже в свою очередь) единоприродные Богу "благоэнергийные имена""
По-моему, этот вывод висит в воздухе и из текста никак не вытекает.
Логика текста такая:
1) Ареопагит стремится воспеть исхождения божественности, руководствуясь именами, которые являют божественность в Писании.
2) Но прежде этого он предупреждает, что все эти "благоэнергийные" имена, которые применяются к ипостасям, относятся ко всем ипостасям, а не к какой-то в отдельности. То есть, речь идет не об ипостасных именах.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-24 08:09 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

Да, и странно было бы благоэнергийными называть энергии. "Благоэнергийный" означает "обладающий благой энергией".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: olegvm
2010-01-24 07:22 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

/Ареопагит не отождествляет Имена с энергиями./

В 9,5 говорится о "бестелесных божественных именах".

В 9,1 Божественные имена называются "образами богоименования".
А в схолии 1 к 9,1 говорится:
"...имена в Писании, отоносящиеся к единому сущему и истинному Богу, недостойны быть говоримыми о Боге... но если раскрыть имена и разъяснить их достойным Бога образом, то окажется, что внутри них содержатся изваяния и божественные образы Божьей славы"
Здесь "богоименованием" названа Божественная слава.

Глава 1, 6
"И не является ли поистине удивительным такое "имя, которое выше всякого имени" (Флп. 2:9), - неназываемое, пребывающее "превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем" (ср. Ефес. 1:21)?

И еще схолии (не знаю, чьи эти две преп. МИ или Иоанна Скифопольского)
Схолия 13 к 1, 1
"Так что Он - Ум, превышающий ум, и Имя, превосходящее всякое имя..."
И аналогично в 17-й схолии, где "Именем, превышающим всякое имя" назван "сверхсущественный свет".
В этих двух схолиях однозначно слово Имя употреблено для указания непосредственно на нетварное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-24 07:48 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

* о "бестелесных божественных именах"
-----------
из контекста понятно, что речь о таких именованиях, прилагаемых к Богу, которые по буквальному смыслу означают что-либо бестелесное.
-----------
* "образами богоименования"
-----------
и что?
там буквально не "образы", а "краса, слава, гордость" (αγαλματα).
и речь не вообще об Именах, о конкретно о тех, что рассматриваются в данной (9-й) главе.
-----------
* Глава 1, 6
------------
это просто цитаты из НЗ; причем речь о имени в ед.ч.--что традиционно относится к Ипостаси Логоса.
-----------
* "Так что Он - Ум, превышающий ум, и Имя, превосходящее всякое имя..."
------------
здесь "Он"=Господь (см. контекст).
------------
* в 17-й схолии, где "Именем, превышающим всякое имя" назван "сверхсущественный свет".
--------------
опять то же НЗ выражение. разумеется, речь о нетварном; имеется в виду Логос.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:59 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

Важно другое. У Ареопагита (см. "Феофан...". свт. Григория) речь в его книге идет, в том числе и о нетварных энергиях. Ч.т.д.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-24 07:49 pm (UTC)

Re: ну, а другие Имена ?

***В этих двух схолиях однозначно слово Имя употреблено для указания непосредственно на нетварное.***
-------
Вот и я об этом. Слова Св. Писания являются "завесой" для "благоэнергийных имен" самих по себе.
(Reply) (Parent) (Thread)