?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
From: olegvm
2010-01-26 06:15 pm (UTC)

Re: Так все же: Православие или "символизм"?

Ну, например, преп. ИД "Второе слово в защиту икон"

"Вот, подлинно, чествуется и вещество, считаемое вами презренным. Ибо что - ничтожнее козьей волны и красок? Или не краски: червленица и багряница, и синета? Вот, подлинно, и дела рук человеческих и изображения Херувимов; также и вся эта скиния была образом. Ибо виждь, говорит Бог Моисею, да сотвориши все по образу, показанному тебе на горе [52]. И, однако, весь Израиль, [стоя] кругом [ея], поклонялся [пред ней]. А кроме того, Херувимы, разве не находились они пред глазами народа? И кивот завета, и светильник, и трапеза, и золотая стамна, и жезл, на что взирая, народ поклонялся? Я не поклоняюсь веществу, поклоняюсь же Творцу вещества, ради меня сделавшемуся веществом и в веществе положившему Свое жилище, и чрез посредство вещества соделавшему мое спасение. Ибо Слово плоть бысть, и вселися в ны [53]. А всем ясно, что плоть – вещество и творение. И так, почитаю вещество, чрез которое соделалось мое спасение, и благоговею [пред ним], и поклоняюсь [ему]. Но почитаю не как Бога, а как исполненное божественнаго действия и благодати. Разве не вещество – древо креста, трижды счастливое и преблаженное? Разве не вещество – гора, почитаемая и святая, краниево место? Разве не вещество – живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве не вещество – чернила, кожи [на которых написаны книги] Евангелий? Разве не вещество – животворящая трапеза, доставляющая хлеб жизни? Разве не вещество – и золото, и серебро, из которых устраиваются и кресты, и святые дискосы, и потиры? Разве не вещество, предпочтительно пред всем этим, тело и кровь моего Господа? Или устрани почитание всего этого и поклонение, или позволяй по церковному преданию и поклонение иконам, </b>освящаемым именем Бога и друзей Божиих, и по этой причине осеняемым благодатию божественнаго Духа</b>."
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-27 12:41 pm (UTC)

Re: Так все же: Православие или "символизм"?

/Ибо Слово плоть бысть, и вселися в ны/ и пр.
---------

Целью у прп. Иоанна является здесь стремление показать на возможность поклонения "веществу" вообще (из чего, конечно же, не следует, что речь у него и о поклонении краскам или ничтожной - "козьей волне"). - Этой цели и соответствуют избранные им средства: через указание на необходимость поклонения (служения) Плоти[1] Христовой (и человечество Христа нераздельно с Божеством обладает в Его Личности всей полнотой благодати), он, наконец, приводит к мысли и о необходимости поклонении иконам. В целом же цитата не вполне корректная для утверждения того или иного в нашем разговоре. 
Однако, оговорюсь: и я верю в [о]cвящение икон именем Бога и друзей Божиих, и по этой причине [о]сеняемых благодатию божественнаго Духа, но при это вовсе не утверждаю, что имя Божие или икона - суть действия Божии... (как это наблюдается у Вас выше, Олег, по-видимому, под влиянием произведений иеросх. Антония Булатовича?). 

[1] "...Поэтому, — как мы и относительно неведения сказали, — если в отвлеченных рассуждениях или в тонких представлениях ума отделить созданное от несозданного, то есть если плоть представлять не соединенною с Богом Словом, то она является рабскою. Но однажды соединенная с Богом Словом ипостасно, как она может явиться рабскою?" (ТИПВ.Кн.3, "О неведении и рабстве")

(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-27 01:18 pm (UTC)

Re: Так все же: Православие или "символизм"?

/и я верю в [о]cвящение икон именем Бога и друзей Божиих, и по этой причине [о]сеняемых благодатию божественнаго Духа, но при это вовсе не утверждаю, что имя Божие или икона - суть действия Божии... (как это наблюдается у Вас выше, Олег,/

Выше, это где?

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladzakh
2010-01-27 06:42 pm (UTC)

Re: Так все же: Православие или "символизм"?

/Имя Иисус Христос в уме подвижника или начертанное на бумаге является образом (иконой) Христа, в котором Бог пребывает Своей энергией, то есть, по энергии является Самим Богом, так же как и Святые иконы/
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-28 05:19 am (UTC)

Re: Так все же: Православие или "символизм"?

Но с этим Вы я так понял согласились:
http://olegvm.livejournal.com/157241.html?thread=1526073#t1526073

Мне не очень нравится выражение: "имя Божие есть энергия", которое использует преп. Антоний (Булатович). У него это выражение вполне православно и означает, что Бог пребывает в Своем имени энергией, что он не раз подробно разъясняет. Но само по себе без разъяснений это выражение может быть не правильно понято.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-01-27 05:12 pm (UTC)

Re: Так все же: Православие или "символизм"?

/В целом же цитата не вполне корректная для утверждения того или иного в нашем разговоре./

Цитата говорит о том, что Бог пребывает в иконе Своей благодатью.
(Reply) (Parent) (Thread)