?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: isolophey
2010-01-27 04:26 pm (UTC)
Я бы решил предположить, что это одно и то же, т.е. уклонение (или отложение) воли = падению. Даже эта цитата: "...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства" не говорит ли о том, что такова была изначальная установка Адама, но он отклонился от заданого вектора и отложился, став не-сопричастным Божией благодати, не тождествен благобытию, его ум и воля отложились, действия ума и воли, как и его природные свойства приобрели иной тропос: видение стало через плоть и чувство (познали, что наги; увидели свой срам и проч.), а это разве не есть возникновение? или как в социологии лицностью не рождаются, а становятся. Потеря причастия Богу по благодати и есть падение, подобно тому, как и обретение во Христе подлинной своей личности и сопричастие Ему по благодати - восстановление. То что человек, причастившись от древа ведения доброго и лукавого не так, как должен был бы, но по лукавому совету диавола, через что и возник, познав добро и зло, падши при этом, - это и есть падение одновременное с возникновением. Правда хотелось бы узреть цитату Максима - в контексте - или хотя бы источник, где он об этом говорит, т.к. имея отрывочный фрагмент: "пал, сразу как возник", дает слишком ограниченное пространство для рассуждений :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: isolophey
2010-01-27 05:08 pm (UTC)
1. Ну примерно, но не "возник", собственно, как должно, но "возник", как не должно, самосостоялся, что-ли
2.Вы имеете в виду 1-й том. ВФ, где ... и Беневич, короче "Дело Максима", а стр. не помните?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-27 05:06 pm (UTC)
т.е. "возник"--через грех?
нет, под "возникновением" Максим здесь имеет в виду приход в бытие.
-----------
* хотелось бы узреть цитату Максима
-----------
он повторяет этот тезис в нескольких местах (я давал ссылки в ходе обсуждения).
но голых цитат для понимания не достаточно--нужно знать контекст (т.е. какую роль данный тезис играет в мысли преподобного ).
этот контекст обсуждается в исследовании, на кот. я тоже давал ссылку (искать теперь не могу, простите).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isolophey
2010-01-27 05:09 pm (UTC)
1. Ну примерно, но не "возник", собственно, как должно, но "возник", как не должно, самосостоялся, что-ли
2. Вы имеете в виду 1-й том. ВФ, где ... и Беневич, короче "Дело Максима", а стр. не помните?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-27 05:20 pm (UTC)
(1)
я Вас так и понял.

(2)
да. страницу я указывал; кажется, 328.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isolophey
2010-01-27 05:34 pm (UTC)
Ага, нашел: "едва (αμα = одновременно, совместно; у Нектария: едва) при в бытие" PG: 1321B = Amb. 42. Но по контексту: в результате искушения (CoI. 1321A - в самом конце), опять же: в начале создано. Теперь вопрос виснет в том, что Максим мыслит под "началом" (ср. Василий: начало строение еще не есть здание), т.е. - в зародыше пало естество человеческое. Может так?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-01-27 05:44 pm (UTC)
под "контекстом" я имел в виду полемику МИ с оригенистами.
т.е.--зачем ему мог понадобиться такой тезис в контексте его позиции в целом в этом споре.
Вы слишком торопитесь пускать в ход случайные ассоциации.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isolophey
2010-01-27 05:50 pm (UTC)
Я понял, по содержанию с. 328, что в контексте с оригенистами, но обратившись к первому тексту по ссылки нашет то, что изложил выше и ассоциация в контексте Амб. 42. :) Мне просто интересно, всеж-таки понят контекст: пали едва пришли в бытие. :)
(Reply) (Parent) (Thread)