?

Log in

No account? Create an account
о прекращении природных действий - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

о прекращении природных действий [Jan. 23rd, 2010|12:45 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
ThOec 2.88 (цит. по сб. "Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 320)

"...[душа] воспринимает в себя вечное и тождественное благобытие, которое поселяется в ней; она становится Богом по сопричастию с Божией благодатью, прекращает всякие действия ума и чувства, и вместе с этим в ней прекращаются природные действия тела, сообоженного с душой по соответствующему ему причастию в обожении. Так что один только Бог становится видимым через душу и тело, обилием славы [Своей] препобеждая их природные свойства."

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: yelk_a
2010-03-16 07:42 am (UTC)

==="падением" Максим назвал какой-то первый поворот воли Адама "на себя"===

Почему-то первородный грех везде оцениваеся, как "моно-волеизъявление"...

В описании событий было ДВА "падательных" волевых движения - Евы и Адама.

В последующих рефлексиях все это слепляется в одно. Приписывается Адаму. Хотя первый человек, преступивший заповедь - Ева.

Мне кажется перспективнее мыслить в том направлении, что людское падение - оно в принципе совместное. Какая-то скрыта здесь природная закономерность. Требуется, как минимум, согласие двоих для совершения этого.

В случае с человечеством индивидуальный акт отпадения невозможен. Суть человеческой природы такова, что внутри есть "механизм сцепки", какие-то нерасторжимые связи. Благодаря чему и становится возможным дело спасения. Кстати, по факту получается, что только согласие двух воль выводит на возможность управлять событиями в масштабе всего человечества (Благовещение).

Начало падения, на мой взгляд - разобщенное состояние Адама и Евы в момент совращения(об этом есть у кого-то из богословов, если найду - приведу текст). Это и можно оценить как "поворот воли на себя".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-03-16 02:03 pm (UTC)
* разобщенное состояние Адама и Евы в момент совращения
----------
imho, разобщение--следствие отворачивания каждого от Бога.
помните знаменитый "круг" аввы Дорофея?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yelk_a
2010-03-18 08:29 am (UTC)

===imho, разобщение--следствие отворачивания каждого от Бога===

Значит к моменту испытания оба уже отвернулись от Бога. И было в наличии некоторое устойчивое состояние духа, которое «естественно» выдало беззаконное дело. Совершение конкретного греховного действия есть знамение того, что состояние естества беззаконно. Ситуация искушения было послана именно для этого - для обличения уже имеющегося.

Так получается.

Но вы никак не отреагировали на мысль о совместном падении. Почему, на ваш взгляд, по св. отцам, пал именно Адам? Только потому, что мышление того времени "сугубо патристическое"?


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-03-18 02:07 pm (UTC)
* по св. отцам, пал именно Адам
-----------
"именно"--в смысле "только"?
кто из отцов такое утверждал?
и как они объясняют, что из Рая была изгнана и Ева?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yelk_a
2010-03-18 08:29 pm (UTC)

Ну вот, устойчивое словосочетание: "во Адаме все согрешили". Постоянно эот тезис используется в святоотеческих трудах. Почему-то именно в Адаме...

Это случайность, или за этим скрыт какой-то определенный вероучительный смысл?

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tugodum
2010-03-19 01:57 pm (UTC)
так просто для краткости говорится.
"адам" по евр. значит "человек".
грех Евы никто не отрицает.
(Reply) (Parent) (Thread)