?

Log in

No account? Create an account
"праведник не будет вполне где" - olegvm — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
olegvm

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"праведник не будет вполне где" [Jan. 23rd, 2010|01:14 am]
olegvm
Преп. Максим Исповедник
Вопросоответы к Фалассию, 61

"Евангелие Божие есть, как я полагаю, посланничество Бога и призыв к людям через воплотившегося Сына, Который дарует [всем] уверовавшим в Него награду примирения с Отцом [и] нерожденное обожение. Поэтому великий Апостол, негодуя далее на неверующих говорит: И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:18). Праведником он [здесь называет], разумеется, верующего, который хранит дарованную в [таинстве] Крещения благодать и соблюдает среди многих страданий неизгладимым усыновление, [полученное] через [Святой] Дух, а также и спасение, [то есть] благодать обожения, дарующуюся Богом в самой полной мере [лишь] достойным - достичь ее с трудом может [только] тот, кто устремляется к Божественному на высшем пределе [всех своих сил]. А нечестивым и грешным называет того, кто чужд евангельской благодати: нечестив он вследствие неверия во Христа, а грешен он потому, что в нем живо рождение соответственно тлению страстей ветхого человечества. Или, возможно, Писание назвало нечестивым того, кто совершенно лишен единственного [верного] познания по Христу, а грешным - верующего, но преступающего, наподобие меня, евангельские заповеди, благодаря которым и сохраняется чистой риза нетления, даруемая святым Крещением. Положение их (я имею в виду нечестивого и грешного) постигается теми, кто хоть сколько-нибудь радеет о таинственном ведении. Ибо [слово] где ясно указывает на положение, которое отнюдь не лишено пространственной описуемости и которому противопоставляется положение праведника. Однако [следует знать, что] праведник не будет вполне где, в [каком-то определенном] положении, поскольку его положение, по благодати [Божией], превыше где и, как то обещано, [есть] Сам Бог. Ибо Бог не [соизмеряется с] где, но неизмеримо превосходит [всякое] где; и в Нем обретают свое место все спасенные, согласно написанному: Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя (Пс.70:3)."
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: krutitsy
2010-01-23 07:56 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
From: olegvm
2010-02-01 11:16 am (UTC)
Это к вопросу о том, что истолковать можно, что угодно как угодно. Вопрос только в том, насколько и для кого такое толкование будет убедительным.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: dmitri_kapustin
2010-02-01 11:20 am (UTC)
Ваше толкование не может быть убедительным, потому что для него у преп. Максима просто не было бы довода, на который он мог бы опереться. Совершенно непонятно, на чём он мог бы основать такое учение. А он даже и не пытается этого делать.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-02-01 11:28 am (UTC)
Например, на св. Григория Нисского "О душе и воскресении". Он там пишет, что сыны Воскресения не будут нуждаться «ни в воздухе, ни в свете, ни в пространстве и подобном, но вместо всего этого будет нам божественная природа».
(Reply) (Parent) (Thread)
From: dmitri_kapustin
2010-02-01 11:39 am (UTC)
Насчёт преп. Григория Нисского - посмотрите, например, здесь: http://dmitri-kapustin.livejournal.com/88008.html

Но преп. Максим ничего подобного не утверждал. Поэтому едва ли он брал подобные доводы.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-02-01 11:54 am (UTC)
Св. Григорий Палама на эти слова св. Григория Нисского ссылается.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: dmitri_kapustin
2010-02-01 11:58 am (UTC)
"человек же Он ни прежде, ни после сего, но только во время домостроительства"

Неужели?! Не верю.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2010-02-01 12:13 pm (UTC)
Нет, на те, которые я Выше привел из "О душе и воскресении".
(Reply) (Parent) (Thread)