olegvm (olegvm) wrote,
olegvm
olegvm

Из http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=7409.150

/То что для Вас достаточно одного из имен в пользу консенсуса, очевидно, говорит о Вашем своеобразном богословском мировоззрении, выходящем за пределы определенных канонов...
Учение о причастности первородному греху всех рожденных, кроме Христа, высказывает и Св. Писание и такие Отцы как св. Ефрем Сирский, св Иоанн Златоуст, св. Епифаний, св. Амвросий, прп. Иоанн Дамаскин, преп. Симеон Новый Богослов...
В отношении частного мнения, да, безусловно, самые выдающиеся богословы и даже Учителя Церкви имели частные мнения, которые могли не совпадать с вероучением Церкви, именно потому, что «Единый безгрешный» - Христос./

Замечу, что о всеобщей греховности (термин "первородный грех" в византийском богословии все-таки не употреблялся) немало писали и св. Григорий Палама и св. Николай Кавасила. Поэтому Вы можете и их причислить к приведенному Вами консенсусу. И приведенных Вами отцов и св. Григорий Палама и св. Николай Кавасила знали гораздо лучше и меня и Вас. Именно поэтому эти фразы о всеобщей причастности греху не стоит безоглядно распространять на Богородицу и св. Иоанна Крестителя.

И именно поэтому "частное" мнение св. Григория Паламы нельзя приравнять, например, к учению об апокатастасисе св. Григория Нисского. Вам придется тогда признавать св. Григория Паламу еретиком, сознательно противопоставлявшим себя Преданию.

Безгрешность Богородицы не противоречит тому, что только Христос Единый Безгрешный. Праведность любого праведника всегда производна от праведности Христа и ее имеет источником.

/PS Кстати простой аргумент об успении Богородицы так и не был прокомментирован;/

Я не запомнил такого аргумента в Вашем сообщении.

Но в любом случае смерть Богородицы, как и смерть св. Иоанна Крестителя, как и будущая смерть Еноха и Илии это менее всего наказание им за какие-либо грехи. Это их участие в Жертве Христа, их сораспятие Христу, к которому призван каждый христианин.

Св. Филарет (Дроздов)

"Как это возможно, что умерла чистейшая Херувимов и славнейшая Серафимов? Херувимы и Серафимы ниже Ея, и следственно в низшем степени должны быть блаженны: но они не знают смерти. Как умерла бывшая вместилищем воплощеннаго Сына Божия, и конечно не преставшая быть жилищем Божества? Нетленно приявшая огнь Божества должна ли была уступить силе земнаго тления? – Подлинно, можно полагать, что могла бы Пресвятая Дева, по выражению Апостольскому, не совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом, – не сложить с себя одежду земнаго тела посредством смерти, но мгновенным преображением облещись в тело прославленное. И почему же не так было? Должно думать, что, по Своему всегдашнему смирению и по желанию подражать уничижению Своего Божественнаго Сына, Она сама желала не миновать уничиженнаго пути смерти временной. А всеустрояющее Провидение, не препятствуя углублению смирения, долженствующему возвысить будущую славу, смертию Матери Живота вразумляет нас, как не малый еще и не безопасный остаток силы сохраняет смерть в естестве человеческом и после животворящей смерти Христовой. Если пречистая Матерь Живота не миновала смерти, хотя тихой и кратковременной: то мы, далекие от совершенной чистоты, поверженные в нечистоту мыслей, в нечистоту страстей, в нечистоту дел, в нечистоту жизни, – в какой мы опасности смерти лютой и вечной!"

Св. Николай Кавасила

Слово на Успение Богородицы

"Надлежало чтобы Она соучаствовала Сыну в Его промышлении о нас постоянно. И как Она предала Ему Свою плоть и кровь, и со Своей стороны стала причастной Его благодеяний, так равным образом приобщилась Она всех скорбей и печалей. Он, будучи пригвожден ко Кресту, был прободен в ребра копьем, Ее же сердце пронзил меч, как провозвестил божественный Симеон. И другие общие Сыну и Матери [муки] добавили те псы, припомнив прежние Его слова, именуя льстецом и пытаясь уличить в обмане. Так Она, став первая причастной смерти Спасителя, вследствие этого прежде всех стала участницей в Воскресении.

Ведь Она сподобилась созерцания и приветствия Сына, сокрушившего власть ада и воскресшего, и сопровождала Его, восходившего на Небо, пока это было возможно, а по вознесении Его заместила Его Апостолам и другим спутникам Спасителя общими с Ним благодеяниями, восполняя недостаток Христа (ср. Кол.1:24) лучше кого бы то ни было другого. Да ведь и кому как не Матери это подобало?

Надлежало, чтобы сия всесвятая душа разрешилась от всесвященного тела. Она разрешается и соединяется с [Душой] Сына, с Первым Светом - второй. Тело же по кратком пребывании в земле, и само вместе [с душой] удалилось [отсюда]. Надлежало Ей пройти по всем путям, по которым прошел Спаситель, воссиять живым и мертвым, в полноте освятить естество и снова получить подобающее место. Поэтому гроб принял Ее на малое время, а затем Небо восхитило эту новую землю, духовное тело, сокровищницу нашей жизни, славнейшую Ангелов и святейшую Архангелов. И возвращен был Трон Царю, рай - древу жизни, диск - Солнцу, древо - Плоду, Мать - Сыну, во всем достойная Своего порождения."
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments