olegvm (olegvm) wrote,
olegvm
olegvm

Category:

О таинствах еретиков

Перечитал митр. Сергия (Страгородского) 
"О значении апостольского преемства в инославии":

"Итак, вопреки вышеизложенному безусловно отрицательному мнению об инославных рукоположениях, правильнее думать, что Церковь не повторяет инославных рукоположений (когда видит в данном обществе апостольское преемство) не потому, что только дорожила апостольскими формами, а потому, что считает такие рукоположения действительными. Однако это отнюдь не означает, будто бы вне Церкви могут быть благодатные Таинства: Церковь признает у инославных благодать только потому, что считает их еще "не чуждыми" Церкви εκ της Έκκλησίας; (Василий Великий, правило 1) и до тех пор, пока они такими остаются. Сохраняя с ними "некоторое правило общения" (хотя официально с ними порвано и евхаристическое, и молитвенное общение), Церковь дает им возможность как-то пользоваться крупицами благодати от той обильной трапезы, которой она питает своих верных чад. Другой, нецерковной благодати не существует, и посему Церковь, имеющая власть вязать и решить, может и продолжить это "некое правило общения" с инославными, когда это сообразно с ее собственными видами (спасения людей), и прекратить общение, так сказать прервать ток благодати, и тем обратить данное общество в безблагодатное состояние, каковыми, по существу, должны быть все нецерковные. С другой стороны, Поместные Православные Церкви, разделенные между собой пространством и действующие каждая в своей обстановке, могут совершать такой акт отчуждения инославного общества (например, католиков) не одновременно или одна совершит, а другие останутся при прежнем отношении. Отсюда и разнообразие в межцерковной практике. Но это явление лишь временное, преходящее, до тех пор пока не возобладает единообразная вселенская практика."

 

По мнению митр. Сергия (и похоже, именно это мнение закреплено в "Основных принципах отношения к инославию" 2000 г.) принятие, например, католиков в сущем сане означает признание действительности их рукоположений, но не в том смысле, что это таинства, совершающиеся вне Православной Церкви, а в том смысле, что Православная Церковь считает нужным и полезным через их таинства благодать подавать.
При этом Православная Церковь может всегда, когда посчитает нужным прекратить принятие, например, католиков в сущем сане. И это будет свидетельствовать и о том, что Православная Церковь сочла полезным перестать подавать благодать через их таинства.

Что можно сказать "за" и "против" мнения митр. Сергия?
Я вижу следующее.

Взгляд митр. Сергия хорошо согласуется с практикой приема инославных, в частности тот факт, что в сущем сане принимают только из обществ, сохранивших преемственность рукоположений.  
Минусом является то, что в подобном виде возможность приема инославных разным чином у отцов прямо не объяснялась. Но и никаких других прямых объяснений у отцов не встречалось, за исключением, кажется, правила свт. Тимофея Александрийского из Славянской Кормчей:
"Аще бы се было, не бы ся человек скоро обращал от ереси, покрещения стыдяся, обаче и возложением рук пресвитерску и молитву, весть приходити Дух Святый, якоже свидетельствуют Деяния Святых Апостол".  
В то же время взгляд митр. Сергия, пожалуй лучше согласуется с 68 правилом Карфагенского собора и с преп. Иоанном Дамаскиным  ТИПВ 4, 9:

"Мы исповедуем единое крещение во оставление грехов (Рим.6,4), и в жизнь вечную. Ибо крещение знаменует смерть Господа. Через крещение мы спогребаемся Господу (Кол.2,12), как говорит божественный Апостол. Следовательно, подобно тому, как однажды совершилась смерть Господа, так и креститься должно однажды; креститься по слову Господа, - во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф.28,19), научаясь этим исповеданию Отца, и Сына, и Святаго Духа. Поэтому те, "которые, будучи крещены во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа и научены исповедывать одно Божие естество в трех ипостасях, потом перекрещиваются, снова распинают Христа, как говорит божественный Апостол. 
Невозможно бо просвещенных единою и проч. паки обновляти в покаяние, второе распинающих себе Христа и обличающих (Евр.6,4-6). Тем же, которые крещены не во Святую Троицу, должно снова перекрещиваться." 

Кажется, что у преп. Иоанна здесь такой же подход, как и в 68 карф. правиле, хотя последнее и и связано тесно с господствовавшими на западе взглядами блаж. Августина. Отличие взгляда митр. Сергия тоже заметно. 68 правило, как кажется, на догматическом уровне не предусматривает для Церкви возможности изменить в отношении того или иного общества чин приема, что выглядит какак-то странновато.

В целом взгляд митр. Сергия выглядит весьма убедительным. Но есть и очень слабое место. Митр. Сергий, кажется, исходит из того, что без обряда крещения, признаваемого Церковью, в Церковь войти нельзя ни при какой икономии. И св. Василий Великий признает не верным принятие св. Дионисием пепузиан без перекрещивания. Но рискнем ли мы сказать, что те пепузиане так и остались вне Церкви? Кажется, это также нелепо.

Отдельный вопрос, подпадает ли мнение митр. Сергия под анафему 1983 г., принятую РПЦЗ. С одной стороны он признает действительность таинств у еретиков, но с другой стороны достаточно ясно их отличает от таинств у православных.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments