olegvm (olegvm) wrote,
olegvm
olegvm

Category:

Об экуменизме, векселях и матросе Железняке

 /Но есть и другой, более разумный путь: определить те грани, переход за которые неизбежно должен привести к выходу из РПЦ, а до того делать все, что можешь, чтобы повлиять как-то на ситуацию. Для меня лично эти грани таковы:
1) в богослужении — не совместная молитва, но интеркоммюнион. Если бы высшие иерархи открыто причащались с инославными, это стало бы известным Синоду и церковному народу и Синод одобрил бы это или никак не прореагировал, тогда грань перейдена. Ситуация осложняется тогда, когда аналогичные действия происходят в других Церквах, с которыми у нас есть евхаристическое общение. Однако мне лично, например, не известны подобные демонстративные случаи (скажем, совместного причащение патриарха и папы) даже в КНП патриархии (хотя я особо и не слежу за внешними событиями).
2) в догматике — одобрение высшей церковной властью (начиная с архиерейского собора или даже синода) еретического документа. Однако такого, насколько мне известно, еще не случалось. Надеюсь, и последний документ подобного рода (православно-лютеранской комиссии) также не получит санкции. Шамбези и Баламанд были отвергнуты (что бы там ни писали о дипоматических формулировках)./

Здесь изложена позиция, абсолютно идентичная той, которой я придерживался в течение восьми лет моих споров с о. Григорием (Лурье) и другими истинно-православными.
Поэтому мне достаточно легко объяснить, какие соображения изменили мои взгляды.

15 Двукр. говорит об отделении от патриарха в случае открытой и всенародной проповеди им ереси.
Я понимал, что грубо буквалистское толкование канонов не подтверждается византийской практикой, да и не согласуется со здравым смыслом.
Я задумался над тем, а в какое толкование 15 Двукр. я готов поверить. Какое толкование я могу совместить с моими представлениями о Боге.
В Бога формалиста мне поверить сложно. (Я помню, меня забавляли формалистские объяснения католиков на форуме Кураева того, в каком случае заявления папы сделаны экс катедра, а в каком нет.) Мне понятно, что существуют сделки, которые требуют точного соблюдения формы. (Говорят, что на вопрос матроса Железняка: "Что это?", написанный на векселе, банковский служащий ответил надписью: "Уже не вексель".) Мне как-то сложно поверить, что Бог за измену Себе принимает действия только в строго оговоренной форме, например, только с нотариальным удостоверением.
Исходя из этих соображений я пришел к выводу, что под открытой и всенародной проповедью должно понимать такие действия, которые с одной стороны с достаточной степенью однозначности свидетельствуют о принятии епископатом ереси, а с другой стороны достаточно общеизвестны и легко проверяемы.
Таких фактов, наиболее подходящих под эти критерии, я обнаружил, по крайней мере, два. Снятие анафем в 1965 году и собор 1994 года.
Снятие анафем в 1965 году для меня однозначно свидетельствует о еретичестве К-ского патриархата.
Когда я дошел до этого вывода, для меня встал вопрос опрадания МП, чем я около года занимался.
Картина у меня получилась следующая. После скорбных посланий митр. Филарета (Вознесенского), после анафемы 1983 года на учение о спасительности таинств у еретиков, российский епископат с патриархом во главе, не только не разорвал общение с Константинопольским патриархатом, но на соборе 1994 года, заслушав доклад митр. Филарета (Вахромеева), в котором он поведал о действительности евхаристии у еретиков, этот самый епископат как один человек (один (!) епископ, кажется, голосовал против) принимает постановление о допустимости молитв с еретиками.

После того, как у меня эта картина в голове выстроилась, вопрос о моем уходе из МП стал вопросом времени. Строили эту картину у меня в голове вместе со мной много людей. Разумеется, о. Григорий один из главных строителей. И я им всем за это благодарен.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments