olegvm (olegvm) wrote,
olegvm
olegvm

Categories:

Процедурная справедливость и всякое такое

Оригинал взят у wyradhe в Процедурная справедливость и всякое такое
Процедурная справедливость и всякое такое

Товарищ Сатаров, старинный ельцинский дружинник, давно еще выступил в Новой Газете со статьей в поддержку движухи ( http://www.novayagazeta.ru/politics/50466.html ), где нашел замечательные слова, позволяющие в простой форме излагать сложные вещи.

Он там говорит: "Блаженный Августин писал: «Что такое государство без справедливости, как не шайка разбойников?!» Он знал, о чем говорил, ибо был свидетелем распада Римской империи. Не знаю, знаком ли он был с учением Аристотеля, который различал несколько видов справедливости. Сейчас, в частности, можно говорить о распределительной справедливости — мечте левых. Есть процедурная справедливость, которая должна блюстись в судах или на выборах. Именно дефицит (а точнее — отсутствие) последней вывел москвичей на улицы".

Это удивительно точно. Удивительно точно и то, с какой великолепной снисходительностью т. Сатаров говорит о "распределительной" справедливости - ну, носятся с ней левые, это по их части... Сейчас дело иное, у порядочных людей о процедурной голова болит!

Замечательный шаблон, нащупанный Сатаровым, действительно позволяет просто описать ситуацию. Да, имеется эта самая "процедурная справедливость" - та, которая должна блюстись в судах и на выборах. Вообще говоря, при скверных и нелюдских законах проку в ней тем меньше, чем законы сквернее. К примеру, какая процедурная справедливость может помочь против 282-й статьи или Нюрнбергских расовых законов, когда они и прописаны ровно так, что исполняй их честно, паскудная пакость и получится - они для того и прописаны?

Какие б еще первоочередные справедливости указать вослед Аристотелю, окромя процедурной, столь волнующей добрых москвичей? Напрашиваются следующие ответы.


2. Та самая справедливость, которая не позволила бы существовать Нюрнбергским законам и 282 статье, не позволила бы карать кулака в 1930 году за то, что он нанимал батраков в 1929, когда та же самая власть это разрешала, не позволила бы отменять презумпцию невиновности по делам о секс-харассменте или педофилии, не позволила бы судам использовать безответственные экспертные мнения жрецов, не позволила бы подавать в суд за разговоры о процентах таких и сяких этносов во власти или преступности, не позволила бы остракировать за неполиткорректность и т.д. Понятия не имею, как ее называют - такую справедливость. Предполагаю, что это просто справедливость как таковая, без прилагательных. Сюда же едет справедливость обороны граждан от посягательств на них, включая преступные призывы и диффамацию-клевету в их адрес.

3. Та справедливость, которая не позволила бы отнимать у женщин право на аборт, не позволила бы вводить статьи против некошерных для данного воителя духа сексуальных ориентаций, не позволила бы вводить нравственные цензуры а-ля Совпис, не позволила бы гражданам вякать в судах с обвинениями в оскорблении их национальных, религиозных и прочих чувств, не позволила бы карать за сами по себе убеждения / религии, хоть бы и самые изуверские, и т.д. Так сказать, справедливость границ, справедливость "а это не твое дело": справедливость, охраняющая то, где кончается желание одного товарища, чтобы белсвет был устроен так, как ему приятно, и где начинается вотчина другого товарища, в которой он волен делать, думать и говорить что захочет, хоть бы первый товарищ лопнул от этого со злости - и хоть бы это "что захочет" действительно было морально нехорошо и социально вредно. Любое общество силою закона ограничивает возможности граждан поступать морально нехорошо и социально вредно. Обществу, которое захотело бы вообще воспретить им это силою закона, - место в земле.

4. Та самая "распределительная" справедливость. Выражающаяся прежде всего в сохранении и приумножении гарантированных государством возможностей бесплатного образования и здравоохранения, правовой защите труда, пристойных пенсиях и минимумах зарплаты; в наших условиях - еще и в дирижистском ограничении тарифов на транспортные и энергетические услуги. Нет необходимости говорить о том, что у нас творится с этой справедливостью.

5. Если угодно, справедливость жалования. Государство не должно платить собственным работникам такие зарплаты, какие оно сейчас платит огромному количеству народа - офицерам, учителям, врачам, библиотекаршам.

6. Антиразбойная, она же реституционная / "анти-ариезационная" / антиколлективтизационная справедливость. Не позволяет отбирать у собственника то, что ему принадлежит, (в том числе и пользуясь его слабоумием) и передавать соседу Яшке - без крайней необходимости (наподобие той, по которой совершаются реквизиции на войне). В нашей ситуации эта справедливость требует категорического разворота "большой приватизации" 90-х в отношении сырьевой промышленности (т.е. ее ренационализации), а также ликвидации фактически откупного принципа в отношении энергетики и ряда транспортных сфер. Все сие принадлежало гражданам в целом и было у них отнято и передано в частную собственность / пользование под тем предлогом, что оттого все это заработает ишо эффективнее и даст гражданам еще больше. Это было вранье, ничего такого не произошло и произойти не могло, дело это было столь же недобросовестное, мошенническое и людоразорительное, как коллективизация или ариезация - и, следственно, судьба его должна быть той же. Т. Прохоров с Ходорковским пускали слезки в том стиле, что оно, конечно, не совсем хорошо вышло, но ведь по закону же - так как же его таперича взад? Я даже не буду останавливаться на том, что за то "по закону", с каким т. Ходорковский получал свои владения в 90-х, сидеть ему причитается много-много лет. Я напомню более простой факт: вот ариезация в нацистской Германии, она действительно происходила строго по закону. Но что-то это не придало ей большей неприкосновенности... Да и коллективизация сугубо по закону происходила.

7. "Антисоветская", если угодно, справедливость - она же историческая. Это касается не только и не столько того, что всякие улицы Ленина и станции Войковские - это кромешное издевательство над страной. Вреда от них самих нет, они просто показывают степень недоброкачественности населения - доброкачественное поснимало бы все это с той же быстротой, с какой в Люксембурге в 1945 поубирали всякие Гитлерштрассе . Историческая справедливость касается совершенно других вещей. Советское государство совершенно сознательно считало своим злейшим врагом человека, ведущего собственное хозяйство. Оно превратило население в огромную массу забитых работников, полностью зависящих от барина-работодателя, в каких-то птушников в закрытом интернате - и вся психология населения изменилась соответствующим образом. Почти все разрухи в головах восходят именно к этому (взять, к примеру, пресловутую "борьбу с привилегиями" в конце 80-х. Редко где найдешь такой злостный идиотизм, - но ведь в бригадах воспаленные конфликты из-за того, кому паечка досталась на двадцать граммов больше - дело совершенно обычное, причем будь это советская армия или взвод в Галлиполи). И вот это историческое наследие не только не исчезло после революции 1989-1993, оно только укрепилось. Товарищи из "гражданского общества" видят в креативных хозяевах спа-салонов и в Ходорковских нечто новое, противоположное этому - ничуть не бывало, напротив: лагерный монопольный ларечник из вольняшек, покровительствуемый комендантом и приватизнувший часть лагерных запасов, никак не меняет природу лагеря, а только усугубляет ее - как и креативный массажист при этом ларечнике, даром что он получает от ларечника паечку на товарно-денежных условиях. Преодоление этой пагубы не имеет ничего общего с чаяниями наших правых "либералов", потому что они-то как раз горой стоят за усугубленную совдепскую систему для основной массы населения (бесправная масса пролетариев перед лицом монополистов-работодателей, да еще при превышении предложения рук над спросом), и только при паразитирующей на этой массе и отнятых у нее сырьевых богатствах элите имеется сектор, работающий на конкурентных началах.
Вторая составляющая этой, так сказать, антисоветской исторической справедливости - это преодоление последствий "ленинской национальной политики", то есть возвращение государству национального русского-и-российского характера вместо советско-нынешнего (что не имеет никакого отношения ни к покушениям на гражданское равноправие, ни к покушениям на принцип отделения церкви от государства - речь идет о вещах, существующих на совершенно ином уровне, чем права и свободы граждан и секулярный характер государства); формирование национального самосознания русских (сейчас не существующего практически вовсе, а у маргинальных групп псевдосуществующего в форме фундаменталистских, либо и вовсе уродливых и изуверских советских или нацизоидных пародий на него - чтобы это самое национальное самосознание увидеть, надо лезть в материалы белого движения, с тех пор его и слуху не было); попытки законными и справедливыми мерами, без нарушения прав граждан, хоть как-то поправить тот ущерб, который был нанесен большевистской ликвидацией всех национальных элит Российской империи, что русской, что нерусских, и преодолеть дикие дисбалансы, которые были вызваны тем, какой молот большевики обрушили именно на русские культурные слои; поворот на путь ликвидации национальных политических автономий с титульными нациями и вообще прекращение той государственной "интернационалистической / многонациональной" политики в этнической сфере, которую мы и наши предки имеем счастье наблюдать с 1918 года и от духа и сути которой ни единому приличному человеку ни единого этноса не припало ничего, кроме пагубы.

8. "Антимафиозная" справедливость. Когда мы имеем дело по всей стране в разных комбинациях с цапками, с уралмашевскими и прочими срастающимися с большой собственностью и с властями мафиями, с криминальным "бизнесованием" администраторов, группировками "оборотней в погонах", драками Козловых со Слуцкерами, залоговыми аукционами тт. Ходорковских, Ройзманами, этническими мафиями и такими явлениями, как кидание массы "уважаемых людей" данной этнической общины на отмазывание и защиту любого упыря, который имел счастье принадлежать именно к этой этнической общине - то есть, в общем, с неслыханным уровнем организованной и групповой преступности, в том числе среди самих функционеров госаппарата - то было бы совершенно бессмысленным, нарочитым инфантилизмом а-ля Явлинский прикидываться, что дело может быть поправлено процедурной справедливостью, то есть что суды каким-то чудом все это поставят на место. Что-то сделать тут возможно только дополняя процедурную справедливость совершенно иными мерами.

Я хотел бы подчеркнуть, что все изложенное - непартийно. Если не брать гротескного значения, которое приобрели слова "левые", "правые", "националисты" и пр. в совдепский и постсовдепский периоды - то в наших условиях никакой вменяемый правый не будет возражать против ренационализации сырья (напротив, как правый, он должен быть особенно на страже прав собственности - и вовсе не только частной собственности, но и собственности групп, ассоциаций, кооперативов, а между тем приватизнутая нефть, газ, алюминий и пр. находились именно в собственности корпорации граждан страны), никакой вменяемый левый не будет против целенаправленного развития сектора "мелкой буржуазии" и сектора платных услуг в дополнение к бесплатным, чтобы уйти от советской и постсоветской модели "толпа пролов перед лицом могучего начальства" и т.д.

Не все эти справедливости одинаково реализуемы здесь и сейчас в равной степени (например, ренационализацию разумнее проводить такими методами, какими объективно в этом направлении двигался в цикле 2003-2010 Путин, а не простым декретом). Но невозможность для Франции вернуть Эльзас и Лотарингию после 1871 никак не мешала тому, чтобы постоянно держать в уме и официально признавать, что от этого возвращения не отрекутся и о нем не забудут. "Помни об Афинах".

И вот сдается мне, что ежели кто из всех вышеприведенных справедливостей ратует за одни, плюя на другие - то надо не спасибо ему говорить за то, что он хоть на какие-то не забил, а писать его сразу в малопечатное. Это, собственно, и определяет мое отношение к движухе - тамошний народ очень близко к сердцу принимает процедурную справедливость, но, как правило, индифферентно относится ко многим сторонам справедливости 2 (интересно, какие ответы дали бы люди движухи на вопрос о том, терпима ли 282-я статья?) и уж вовсе в гробу видел справедливости 4-6 (и даже 7-8, хотя эти номинально могли бы прийтись им больше по вкусу). Иные из них ставят себе в похвалу то, что они уж до того милые, что хоть НЕВРАЖДЕБНЫ справедливостям 4-6. Иные из них, напротив, считают, что наше государство еще имеет недопустимо высокий уровень этих справедливостей, и надо его резко сбросить. При этом заметно, что разногласие это совершенно не мешает взаимному уважению между ними, как не мешало взаимному уважению и приязни декабристов то, что одни из них хотели освобождать крестьян без земли (то есть попросту устроить им голодомор и превращение в белых рабов в еще большей степени, чем они таковыми были при крепостничестве), а другие - с землей. Мораль отсюда только та, что непечатен весь этот лагерь. Вот, к примеру, если бы выяснилось, что есть в 1944 такая-то настроенная против Гитлера тусовка, и тусовка это такая, что в ней половина участников и бОльшая часть вожаков считает необходимым вернуть Германии законность, не зависящую от воли фюрера, отменить автократический закон 1942 года и внесудебные репрессии для граждан рейха, вернуть многопартийность и рейхстаг, но в то же время оставить в силе расовую, евгеническую и оккупационную политику; еще часть считает, что последние три политики надо еще и резко ужесточить, а то Гитлер недопустимо медленно и половинчато всем этим занимается; а еще часть участников тусовки считает, что политику бы надо и там изменить, но это не мешает ей с приязнью и уважением относиться к предыдущим двум частям - то вся эта тусовка заслуживала бы только одного отношения: всякий раз, как кого-то из нее разбомбит Харрис (*), мир делается чуточку чище.Это не мешало бы, конечно, ее использовать как расходный материал в борьбе против Гитлера - если есть такая возможность и если от этого будет польза.

(*) Исключая тех, кто в эту тусовку и пошел, чтобы ее использовать как расходный материал в борьбе против Гитлера, цену ей знает и относится к этим взаимно-уважающим друг друга деятелям соответственно.

Движуха выдвинула двух спикеров для переговоров с кровавой гэбней. Салонного большевизана изработников гнезда лебедевского ( http://www.novayagazeta.ru/politics/49265.html ) и пустое место в своей профессии, но зато такого ультраправого цивилизатора народа, которому и Ходорковский левоват-с (Акунин мягко, но настойчиво рихтовал страстотерпца в этом отношении, собеседуя с ним). Кроме этих двух законченных совков, других лиц у гражданского общества не нашлось. Но деяния Господа через франков бывают, деяния Господа через генсеков нестандартной политической ориентации бывают, деяния Господа через Советскую армию тоже случаются - а вот деяний Господа через постсоветских совков не будет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments